Первостепенное место в «иерархии значимого» у здорового нормально развитого человека

Опора на параметр значимости переживаний необходима при любых попытках смягчить напряженность в эмоциональной жизни субъекта, независимо от того, на каком этапе человеку оказывается необходимая помощь — на этапе доврачебном, когда эмоциональные напряжения и вызванные ими отклонения в психической деятельности еще не выходят за рамки практической нормы и выглядят лишь как своеобразие характера или как непосредственное быстро проходящее последствие эмоционального конфликта, или на этапе врачебном, когда налицо уже достаточно ярко выраженные психические или соматические нарушения. Учет параметра значимости в равной степени важен для врача-психотерапевта, для воспитателя, формирующего личность ученика и студента, для социолога, изучающего поведение людей в больших и малых группах, для литератора и искусствоведа, изучающих законы воздействия эстетических образов, для административного работника, озабоченного поддержанием на должном уровне дисциплинированности и работоспособности во вверенном производственном, учебном, научном или каком-либо другом коллективе.

Воздействовать на параметр значимости переживаний можно, однако, только учитывая особенности динамики этих переживаний. Чтобы проиллюстрировать это положение, мы остановимся кратко на идее так называемой психологической защиты.

Сформировавшись первоначально в рамках психоанализа, эта идея отразила реальную и важную сторону психической деятельности.

Однако представление о психологической защите было истолковано психоаналитической школой неадекватно. Оно рассматривалось лишь как механизм, используемый в крайних случаях, когда возникает угроза клинических последствий конфликта сознания с противостоящим ему якобы враждебным бессознательным.

Исследования советских авторов показали, что «психологическая защита» — это естественный, постоянно используемый механизм, предотвращающий дезорганизацию психической деятельности и поведения не только в условиях конфликта бессознательного и сознания, но и при столкновении вполне осознаваемых эмоционально напряженных психологических установок.