Понимание психики

В унисон критицизму ученых США раздаются голоса ученых и других стран. Во французском журнале «Обозрение психосоматической медицины» известный парижский психиатр Mi-chau (1961) пишет, что точки зрения адептов психосоматической медицины создают какофонию мнений, а его ближайший сотрудник психиатр Koupernik (1961) говорит, что французская психосоматическая медицина представляет собой антинаучное направление, посколь-ки преуменьшает принципы объективного анализа явлений и чрезмерно использует умозрительные концепции психогенеза для объяснения органических заболеваний. Резкая критика в идейно-теоретическом аспекте содержится и в высказываниях одного из ведущих французских психосоматиков Мари Бонапарт (Bonaparte, 1954).

Заслуживает самого серьезного внимания и точка зрения крупнейшего французского психиатра Baruk (1965), высказанная им в речи, посвященной памяти выдающегося французского анатома, физиолога и врача Bichat. Основным в науке по его мнению, является проверка гипотез, превращающая эти гипотезы в изученные факты.

В условиях психоанализа гипотеза (т. е. толкование психоаналитика) может быть проконтролирована только результатами лечения. Но последние часто бывают сомнительными.

Дискуссии на Международном психотерапевтическом конгрессе, проходившем в августе 1961 г. в Вене, показали, что лечебные эффекты психоанализа все в большей степени оспариваются.

С медицинской точки зрения, по мнению Baruk, догматические установки некоторых психоаналитиков и психосоматиков могут представлять иногда подлинную опасность.

Еще в более резких выражениях то же самое говорил мне проф.

Baruk в 1960 г. при посещении его в клинике в Париже. Нотки разочарования и неудовлетворенности фрейдовским психоанализом как методом терапии проскальзывают и в его двухтомном «Руководстве по психиатрии» (1960).

В заключение следует сказать, что психоаналитическая концепция — это, по мнению Baruk, скорее религия, чем наука, религия, имеющая свои догмы, свои ритуалы, а главное, свою оригинальную систему неконтролируемых истолкований.

Это мнение выдающегося французского психиатра как бы синхронно воспроизводится другим выдающимся французским ученым Fresse, президентом Международной психологической ассоциации, который считает, что психоанализ — это вера, а чтобы верить, нужно сначала «встать на колени» (Fresse, Piaget, 1966).