Понятие педиатрической деонтологии

В понятие педиатрической деонтологии следует включить наблюдательность и внимательность педиатра, его родительскую чуткость и заботливость о детях, большую любовь к ним, стремление всесторонне изучить и познать пациента, умение войти в мир его переживаний и погасить тревоги, добиться доверия со стороны детей, их родителей и родственников, разумно осуществлять взаимоотношения с коллегами, медицинскими сестрами и многими другими лицами. Но это еще не все, ибо врач-педиатр обязан на научной основе творчески осуществлять все процессы профилактики, диагностики и лечения детей, что в свою очередь невозможно без постоянного и настойчивого совершенствования врачом своих знаний, умений и навыков. Сегодня мы должны уже не только ставить вопрос о создании четко разработанных основ этики взаимоотношений врачей-педиатров друг с другом, с врачами других специальностей, медицинскими сестрами, здоровыми и больными детьми, их родителями и родственниками, но и говорить об этических правилах проведения множества диагностических и лечебных процедур в педиатрии, о создании правильного психологического и педагогического «климата» в детской больнице (или отделении), об этике собирания анамнеза и объективного обследования ребенка, об этике врачебного обхода в стационаре и посещения ребенка на дому, о врачебных ошибках и ошибках средних медицинских работников, рассматриваемых под углом зрения медицинской деонтологии, и т. д. К большому сожалению, до сих пор в медицинских институтах еще не поставлен на должный уровень процесс обучения и воспитания будущих врачей (в том числе и педиатров) на принципах врачебной этики и медицинской деонтологии, нет учебных и методических руководств, не планируются специальные лекции и практические занятия по этим темам.

Конечно, весь педагогический процесс в медицинском вузе должен быть пронизан идеей гуманизма и высокой гражданственности. Однако это не может происходить само по себе, как-то стихийно.

Этот процесс может быть эффективным, действительно воспитывающим лишь при осуществлении его на строгой научно-педагогической основе с конкретным планированием и контролем.