Привитие навыков культурного воспитанного человека

Известно, что у подростков, страдающих шизофренией, в значительной степени нарушается коммуникабельность. Большинство из них внутренне хотят общения, но не умеют контактировать со своими сверстниками. Крайне беспомощные в жизни дети нуждаются в поддержке и руководстве со стороны взрослых или сверстников.

Так, один наш больной, подросток 16 лет, сказал: «Я, как плющ, должен обвиваться вокруг кого-либо из энергичных, уверенных, целеустремленных товарищей. Рядом с ними я могу горы своротить».

Наши наблюдения показывают, что подростки, даже с ярко выраженным аутизмом и негативизмом, ищут посильной деятельности и тяжело страдают от своего одиночества.

Для таких больных очень большое значение имеют коллективная психотерапия в условиях «малых» групп.

Очень большого внимания со стороны психотерапевтов и педагогов заслуживают больные с парциальным дефектом, в чем-то одном крайне беспомощные, а в другом нередко одаренные.

При благоприятных условиях они могут добиться многого.

Трудотерапия в подростковых отделениях в отношении больных, которые могут продолжать учиться, должна занимать второстепенное место и больше носить характер обучения трудовым навыкам и навыкам самообслуживания.

Попытки использовать сравнительно примитивные формы труда с целью занять больных, с нашей точки зрения, приносят им вред.

Главным трудом для подростка является учеба.

В этом направлении мы и должны прилагать максимальные усилия.

Особенно важно вновь пробудить желание учиться вернуть уверенность в своих силах и возможностях!

Активирование подростков в этих случаях должно быть строго дозированным, но максимально насыщенным положительными эмоциями. Спортивные занятия, радость обычной подростковой деятельности для процессуальных больных подростков не менее важны, чем для их сверстников, страдающих пограничными заболеваниями, да и просто здоровых.

Конечно же мы, врачи, все это понимаем и в какой-то степени делаем. Но всегда ли так, как нужно и так хорошо, как могли бы? О гуманизме, любви и доброте по отношению к больным детям и подросткам легко говорить, куда труднее это добро творить своими руками.