Их широкое применение раскрыло новые возможности хирургии в диагностике, обеспечении безопасности операции, рациональном ведении послеоперационного периода и реанимации. Все это породило и ряд новых вопросов хирургической этики.
Среди них наиболее важными, с нашей точки зрения, являются: возможность и допустимость клинического эксперимента, этические и правовые стороны проблемы пересадки органов и новые взаимоотношения между хирургом и больным, опосредованные тем или иным прибором, диагностической машиной или устройством, следящим за состоянием жизненно важных функций организма во время операции и в послеоперационном периоде.
Из перечисленных выше аспектов хирургической этики, пожалуй, наиболее острым, вызывающим различные, порой противоречивые толкования, является вопрос о допустимости, этической правомерности клинического, хирургического эксперимента.
Многие исследователи-хирурги, представители медицинской общественности, справедливо считают, что эксперименты на людях безнравственны, более того, они, по их мнению, должны быть уголовно наказуемы.
Имеются и совершенно противоположные мнения авторов, которых ни в коей мере нельзя обвинить в антигуманных тенденциях.
Например, Э. П. Чеботарева пишет: «Без экспериментов на людях, больных невозможен прогресс медицины» «Врач будущего есть врач экспериментатор»,- говорил Клод Бернар».
Итак, эксперименты на больных осуждаются, а без них невозможен прогресс медицины вообще и хирургии в особенности.
Какое же правильное, с позиций хирургической этики, должно быть решение этого сложного и противоречивого вопроса? Когда же эксперимент на больном следует расценивать как преступление, а когда как путь к прогрессу, «как поиск научной истины»?
Критерий может быть только один — интересы больного и прогресса медицины.