Против экспериментов

В ходе эксперимента может появиться потребность в дополнительных наблюдениях за больными. Возникает вопрос о возможности проверки средств в крупных центральных клиниках на специально подобранных однотипных группах больных. При решении этого вопроса возникает ряд дополнительных трудностей, которые все же нельзя считать неразрешимыми в настоящих условиях.

Конкретные проблемы, вытекающие из возможности клинического эксперимента на добровольцах, могут быть решены лишь совместными усилиями медиков, философов, психологов и юристов. С этической точки зрения важна не только безопасность эксперимента, но и мотивы, которыми руководствуются добровольцы.

В основе этих мотивов должно быть сознание гражданского долга, альтруизм и желание способствовать развитию медицины.

Значительную сложность представляет вопрос о гласности такого рода экспериментов и отбора испытуемых.

Для его решения необходимы конкретно-социологические исследования, учет общественно-психологических факторов и юридическое обоснование. Частным и специфическим случаем эксперимента на добровольцах является проведение экспериментов врачами на себе.

Такие эксперименты практиковались врачами с древности и наиболее ярко выражали нравственную основу медицинской профессии, девиза: светя другим — сгораю сам. Символом героической самоотверженности медиков стала горящая свеча. Традиции самопожертвования, воплотившиеся в эксперименте на себе, получили развитие в отечественной и советской медицине.

Это дает нам основание сказать, что эксперимент на себе не нуждается в специальном обосновании, его правомерность доказана историей, оценкой общественности различных эпох. Клинический эксперимент на себе, как и все другие варианты, должен быть тщательно обоснован и предварительно выверен на предмет безопасности в эксперименте на животных, должен быть добровольным, проводиться по собственному желанию.

Это вытекает из необходимости срочного решения научной проблемы в виду ее особой актуальности и чрезвычайной ценности.