Противопоставление науки искусству

Однако при всех технических нововведениях врач не должен терять сущности врачебной деятельности. У врача-клинициста основное — стремление к целостности, к пониманию индивидуальности своих пациентов, их личностных особенностей.

Чтобы охватить целое в человеке, нужно нередко суметь отвлечься от привычных рассуждений и не искать точного «смысла». Иначе говоря, не решая задачи, осмыслить ее, так сказать, без науки.

Это нужно понимать так: отвлекаясь от себя, нужно посмотреть на обстоятельство свободно, своим глазом.

Но сделать это нужно с охотой, с любопытством и удивлением, так, как делают дети.

Только широта восприятия жизни, умение удивляться миру делают плодотворной работу образованного врача. Врач должен быть мудрым.

А быть мудрым — это значит и быть внимательным к личности близкого вам человека. Больной для врача и есть близкий человек.

Анамнез, собираемый врачом, существует не только для того, чтобы выяснить необходимые факты.

Кто так думает, тот много теряет.

Анамнез нужен и для взаимопонимания пациента и врача.

Итак, врач стремится понять в пациенте целое, причем ему нужно делать это мгновенно. Поэтому для клинициста важно первое впечатление, или впечатление первого взгляда (по выражению М. М. Пришвина).

У постели больного первый взгляд нередко сопровождается неожиданным поворотом мысли, позволяющим по-новому посмотреть на обыденные явления, симптомы. Следует заметить, что каждую идею можно истолковать вульгарно, пошло и каждую идею можно опорочить плохим, недобросовестным отношением.

Например, всегда можно презрительно сказать, что поставленный «на глаз» диагноз или «на глаз» назначенное лечение — это опасно и чревато для пациента. Но, защищая впечатление первого взгляда, мы имеем в виду врачей, способных работать творчески при исследовании больного.

Ведь дело врача — смотреть, удивляться, узнавать и понимать. Врач учится на «случаях», которым он удивляется, которые он встречает.

Случай!

Почему-то его изгоняют из медицинских журналов. Очевидно, в силу неоправданного преклонения перед трафаретным рационализмом и техницизмом.

Творческий врач, встречаясь со «случаем», воспринимает его как нечто чудесное, которое он в своем исследовании хотя и не раскрывает, не разрешает, но осмысливает.