Прохождение практики

Крупнейшим врачом прошлого века М. Мудровым сказаны замечательные слова: «Теперь ты испытал болезнь и знаешь больного. Но ведай, что и больной испытал тебя и знает, каков ты». Это действительно так: если врач изучает больного, то и больной изучает врача. Продолжая, следует сказать и студента, обучающегося врачеванию.

Размышляя о том, какой должна быть общая культура и авторитет врача, П. И. Шамарин пишет: «Десятки лет клиницисты внушают студентам, будущим врачам, мысль о том, что в процессе обследования больных больные одновременно изучают врача.

Не только во время приема, обследования изучается поведение врача: подобно „скрытой камере» больные, их родственники, посторонние лица следят за его поступками, присматриваются к одежде, прическе, к жестам, прислушиваются к словам, к интонации — в поликлинике и больнице, в магазине и на улице, в театре и в парке.

Ничто не ускользает от их внимания, все подвергается обсуждению с осуждением или одобрением, все передается из уст в уста, к тому же обычно темпами старой русской пословицы: „Добрая слава лежит, худая — по дорожке бежит»» Студенты-медики, проходя клиническую практику, не только должны знать, но и организовывать свое поведение на высоком уровне самодисциплины, чтобы своими неэтичными и выпавшими из-под контроля действиями, словами и т. д. не причинить вреда больному, его родным, близким даже в мелочах.

Нам приходилось встречаться с сетованиями больных на то, что при обучении пальпации длинные ногти рук студента царапают кожу, причиняют боль, что длинные распущенные волосы, не покрытые повязками, вызывают раздражение и недовольство. Шумливое поведение, создающее контраст с ощущениями и переживаниями больного, порождает у него впечатление о черствости и профессиональном бездушии, которые не могут и не должны иметь места даже в самых минимальных проявлениях у студента-медика как будущего советского врача.