Психофармакология

Результат и эффективность действия любого препарата на ребенка и взрослого не эквивалентны. Компенсаторные возможности организма ребенка и подростка (мы имеем в виду его соматическую сферу) в отношении нейролептиков изучены недостаточно.

Опыт клиник для взрослых следует использовать с большой осторожностью. Бесспорно, при многих болезненных состояниях прибегать к нейролептикам и другим препаратам необходимо.

Но как долго?

В каких дозах? Мы призываем к осторожности.

В наш напряженный век тяга больных к душевному общению с врачами все время нарастает.

И это закономерно. Отрадно, что и у врачей многих специальностей постоянно возрастает интерес к психотерапии и отдельным ее методам и приемам.

По всей вероятности, не за горами и то время, когда теоретики всерьез займутся этим вопросом. Описание конкретных методов и приемов психотерапевтической работы с детьми и подростками не является задачей данной работы.

Вместе с тем некоторые практические и общие вопросы психотерапии детского и подросткового возраста представляются нам принципиальными, актуальными, требующими обсуждения и решения.

К сожалению, данный раздел психотерапии наименее разработан как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Психотерапия детско-подросткового возраста неразрывно связана с педагогикой, лечебное воздействие должно способствовать воспитанию и перевоспитанию личности больного.

Не случайно такие известные детские врачи, как Януш Корчак, Бенджамин Спок и другие, беззаветно любящие детей, — отличные воспитатели.

А в работе таких талантливых педагогов, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др., трудно провести грань между педагогикой и психотерапией. Детская и особенно подростковая психотерапия понимается нами в соответствии с определением психотерапии взрослых больных, принятым кафедрой психотерапии Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей, как комплексное лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного, а через нее на весь его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.