Психотерапевтическое воздействие и фактор значимости

Так, при лечении алкоголизма наблюдалось много случаев, когда успех лечения достигался только благодаря умелому противопоставлению болезненному влечению к алкоголю нормальных высокозначимых для алкоголика мотивов (моральный долг перед семьей, требования этики, страх перед грозящей инвалидностью и т. д.). Подобные случаи говорят о рациональности ориентации на «значимое» при всяком направленном воздействии на личность и необходимости определения этого «значимого» еще до психотерапевтического вмешательства. Первостепенное место в «иерархии значимого» у здорового нормально развитого человека занимают социальные ценности, поскольку именно они определяют характер человеческих отношений.

В повседневной жизни это обстоятельство не всегда ясно осознается человеком и не всегда проявляется.

Оно, однако, может быть продемонстрировано в условиях эксперимента. Так, экспериментальное изучение взаимодействия сознания и бессознательного в гипнотическом состоянии показывает, что при последнем наблюдается выраженная избирательность реагирования.

В стадии полного, глубокого гипноза у гипнотизируемого резко повышается восприимчивость к психологическому влиянию другого человека (гипнотизирующего) при одновременном резком снижении чувствительности (вплоть до полной невосприимчивости) к другим, в частности даже к болевым, воздействиям.

В то же время попытки внушить гипнотизируемому действия морально недопустимые приводят к внезапному выходу его из гипнотического состояния.

Первостепенность значимости моральных установок, вытекающая из социальной сущности человека, выступает здесь с особенной очевидностью. Клинико-психологический анализ расстройств эмоциональной жизни, начиная от едва заметных нарушений настроения и кончая неврозами, также убеждает в том, что их причины обычно следует искать во всем многообразии межчеловеческих отношений, ибо эти отношения составляют среду, в которой с момента рождения и до смерти формируется духовный облик человека, его личность, его поведение.