Психотерапия в педиатрической клинике

С правильных позиций этики словесного контакта врача с пациентами и их ближними могут и должны решаться такие врачебные операции, как собирание анамнеза жизни и болезни, информация больного, а также его родителей и родственников о диагнозе и прогнозе, о результатах лабораторных, инструментальных и других исследований. Слово врача может быть источником ятрогении не только для больного, но и для его ближних.

Сила ранящего слова может притаиться в необдуманном вопросе врача, в латинских терминах, произносимых им вслух в присутствии больного и его ближних, в откровенных высказываниях о том, о чем лучше умолчать.

Все это касается и средних медицинских работников.

Серьезным заблуждением можно назвать мнение того врача, который считает, что у постели ребенка дошкольного возраста можно говорить о чем угодно, ибо он якобы все равно ничего не поймет.

В век акселерации, видимо, наши взгляды на возрастные особенности психики и мировосприятия детей должны быть пересмотрены.

Настроение больных детей, их самочувствие и отношение к своей болезни, пребыванию в стационаре, медицинским работникам во многом зависят не только от исходного состояния их психики и эмоциональной сферы, но и от тех «наслоений», которые неизбежны в связи с госпитализацией, обследованием и лечением ребенка.

На госпитализацию и стационар дети реагируют по-разному, равно как каждый из них по-своему переносит и весь период пребывания в больнице. Прежде всего госпитализация сопряжена с отрывом ребенка от семьи, детского коллектива (дошкольного или школьного), изменением условий и образа жизни, действием на организм больного диагностических и лечебных процедур, не всегда приятных и требующих от ребенка иногда значительной мобилизации воли и терпения.