Психотропные средства

При анализе медицинских проблем, и в частности вопросов психофармакологии, должно обязательно учитываться положение о всеобщей связи явлений. В конкретных условиях общее проявляется в частных специфических законах. Часто при первичном анализе отдельных явлений исследователи намеренно абстрагируют их от ряда других фактов, однако в дальнейшем эти явления изучаются во всем многообразии связей.

Такие подходы весьма обычны для научных исследований.

При изучении фармакологических свойств новых соединений, в особенности таких, как нейролептики, которые обладают широким спектром фармакологической активности, исследователь получает сведения о некоторых качествах, позволяющих характеризовать вещества с различных и даже противоположных точек зрения.

Например, нейролептики обладают свойством подавлять двигательную активность, условные рефлексы, биоэлектрическую активность головного мозга, снижать температуру тела, артериальное давление, болевую чувствительность, оказывать противорвотное действие, расслаблять скелетную мускулатуру, потенцировать действие наркотиков и анальгетиков, и вызывать антагонистические эффекты в отношении гистамина и серотонина.

Таким образом, по отдельным свойствам вещества, обладающие нейролептическим действием, можно характеризовать как анальгетики, антипиретики, антиэметики, противогистаминовые средства и т. д. Однако в комплексе эти свойства характерны именно для нейролептиков. Принцип абстрагирования, как указывал В. И. Ленин, не уводит от истины, а приближает к ней. Как уже упоминалось ранее, в психофармакологических исследованиях определились четыре главных направления: изучение поведения, биоэлектрических процессов в головном мозге, биохимических структур нервной системы, вегетативных и гормональных реакций.

Ни одно из этих направлений не исключает значимости других, и только в комплексе они дают тот минимум знаний, который составляет психофармакологию. Хотя факты характеризуют (в различной степени) объективную реальность (предметы или явления), в сознании людей они вместе с тем являются продуктом субъективного отражения этих предметов или явлепий, а поэтому, следуя «логике фактов», исследователи часто по-разному оценивают один и тот же факт.