Работа с подростками

В отношении к родителям появляется определенная отчужденность. Зато все большую роль начинает играть общество сверстников. Нередко авторитет друзей становится выше, их мнение важнее, чем авторитет и мнение родителей и воспитателей.

Особенно наглядно это проявляется, если друзья чуть старше и опытнее в житейских вопросах. Усиливаются реакции протеста, оппозиции и гиперкомпенсации, обычно прикрывающие кажущуюся или действительную несостоятельность, неловкость, неумелость, болезненное самолюбие.

Пересматриваются все ценности, бурно работает фантазия, оценки категоричны.

Подростки совершенно нетерпимы ко всему формальному, несправедливому.

Нарастает стремление как можно скорее стать взрослым, самостоятельным. Увлечения нередко принимают безудержный, сверхценный, одержимый характер, например чтение все ночи напролет, монтирование радиоприемника с утра до вечера в ущерб занятиям в школе, страстное коллекционирование и т. д. Очень часто у подростков в условиях современной городской жизни нарастает «мышечный голод», в развитие вносится дисгармония.

Перечисленные выше и многие другие особенности подростков в неблагоприятных условиях внешней среды предрасполагают к возникновению различных нервно-психических расстройств, развитию патологических поведенческих реакций, декомпенсации латентно или благоприятно текущих процессуальных заболеваний.

В течение последнего десятилетия резко возросла актуальность этих проблем, что связано с акселерацией — ускоренным физическим развитием и созреванием.

Современные московские подростки значительно выше ростом своих сверстников 1927 г.: 15-летние мальчики — в среднем на 10 см, а девочки — на 6 см. Представители различных специальностей заняты в настоящее время изучением физиологических, психологических и социальных явлений, связанных с акселерацией.

Наибольший интерес в этом отношении представляют работы А. Е. Личко с сотрудниками. По их мнению, в век научно-технической революции поток информации стал значительно обильнее, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни более ускоренным, а образование более сложным.