Рассмотрение больного

К прогрессивным тенденциям развития современной медицины (в том числе и педиатрии) следует отнести процесс профилизации, узкой специализации. Эта тенденция в медицине, как справедливо отмечает академик Б. В. Петровский, также ставит новые проблемы этического характера, ибо узкая специализация в определенных условиях может заслонить личность больного, ослабить отношение врачей к психотерапии, ограничить возможности индивидуального подхода к пациенту и его семье, обезличить ответственность врача перед больным. Чрезмерно узкая специализация врачей таит в себе опасность игнорирования в их практической деятельности классического правила лечить не болезнь, а больного.

Уже сейчас намечается некоторая тенденция если не к органотерапии, то к синдромотерапии: реаниматоры, а вслед за ними педиатры и терапевты говорят о лечении отдельных синдромов (нейро-токсикоза, отека легких и т. д.). Рассмотрение больного как комплекса симптомов и стремление устранить так называемые ведущие симптомы или синдромы (прежде всего при помощи фармакологических средств) ведет к тому, что ослабляется активность общеклинического мышления врача, направленного на всестороннюю оценку индивидуальных особенностей организма больного (как ребенка, так и взрослого). Между тем прогресс в медицине в целом и в педиатрии в частности показал, что понятие «индивидуальные особенности организма» намного шире, чем это представлялось раньше: в него следует вкладывать не только особенность нервно-психической реактивности, но также индивидуальное своеобразие обмена веществ, иммунитета и многих других показателей внутренней среды организма.

Разумеется, опасности, связанные с узкой специализацией в медицине, преодолимы на основе совершенствования медицинского обслуживания населения (включая и детского).

Здесь, вероятно, немаловажную роль сыграет забота о развитии общеклинического мышления врачей «узких» специальностей, ориентирование их на важность овладения приемами психотерапии, совершенствование системы взаимной информации о больном.