Разработка проблемы пограничных аномалий личности имеет и более непосредственное отношение к задачам коммунистического воспитания. Формирование человека с новым, соответствующим идеалам коммунизма, общественным и духовным обликом — длительный и сложный процесс, ход которого определяется многими объективными и субъективными факторами. Среди них основными являются построение материально-технической базы коммунизма, дальнейшее совершенствование системы социалистических общественных отношений, широкое распространение коммунистической идеологии.

Уже сейчас можно говорить о рождении нового человека, ответственного за все, что происходит в нашем обществе, врага мещанства, для которого идеалы коммунизма стали сутью его мировоззрения.

Вместе с тем жизнь, практика говорят и о возможности определенного отставания процесса формирования нравственной природы человека от процесса преобразования той общественной среды, в которой человек живет. В этом отставании нет ничего парадоксального.

Широко известно указание В. И. Ленина, что мысль, сознание, а следовательно, и поведение человека отражают внешний мир, не копируя его, а обобщая, создавая на основе этого обобщения его субъективную картину. Эта обобщенность отражения исключает существование прямых, непосредственных связей между поведением, психологическими особенностями человека и социальной средой.

Существует, напротив, очень сложный, опосредованный характер этих связей, обусловливающий относительную независимость поведения человека от влияния среды, возможность «плохого» поведения в «хорошей» среде, поведения, развивающегося при наличии определенных неблагоприятных условий вопреки влияниям среды.

Выражая эту мысль иначе, можно сказать так: несоответствие характера поведения человека характеру объективных социальных условий возникает потому, что между этими условиями и поведением появляется множество разнородных факторов, которые могут влиять на поведение как положительно, так и отрицательно.

В число подобных факторов входят очень важные, порой даже решающие специфические психологические факторы.

Комментарии запрещены.