Разрешение противоречия

С технизацией медицины отношения врача и больного становятся более опосредованными. Диагностическая аппаратура, лабораторные анализы, комплексные лечебные процедуры вносят в связи врача и больного много дополнительных звеньев.

Растущий объем информации требует больше времени на ее осмысливание и сокращает время личной беседы.

Внимание врача раедоточивается на многие данные.

В результате специализации некоторые врачи концентрируют внимание на определенной системе органов или даже на одном органе, что неизбежно отвлекает от необходимости восприятия человека в целостности его биологических и социальных свойств.

С другой стороны, относительно слабые познания смежных областей требуют многократных консультаций все большего числа специалистов и назначения новых диагностических и лечебных процедур. Это позволяет точнее и полнее диагностировать болезнь и проводить наиболее адекватное лечение, значительно повышающее эффективность медицинской помощи.

Вместе с тем современное развитие специализации имеет некоторые теневые стороны и тенденции.

Они могут проявляться в стремлении всецело опереться на «объективные» показания приборов и лабораторий и в принижении личных наблюдений, которые неправомерно иногда оцениваются как чисто субъективные. На этой основе иногда недооценивается наблюдательность и способность посредством чувств улавливать нередко скрытые от приборов нюансы в проявлении болезни.

Недостаточно учитываются личностные, особенно психологические, свойства больных, которые во многих случаях могут быть дополнительными важными диагностическими тестами и лечебными ориентирами. Недооценка личностного контакта вызывает неудовлетворенность больного, тревога и страх не покидают его, что ослабляет психологическую и физиологическую защиту.

Иногда дополнительные обследования становятся самоцелью и могут затруднять диагностику, так как врач буквально «утопает» в массе данных лабораторных анализов.

Пренебрежение личной наблюдательностью, некритичное отношение к информации из лабораторий способны уводить недостаточно подготовленного врача от целенаправленного, содержательного клинического мышления в сторону фактографии и поверхностных аналогий.