В связи с этим важно с методологически правильных позиций переосмыслить и уточнить содержание основных понятий медицинской этики и деонтологии, установить их связь с проблемами общей этики, медицинской психологией и социологией. Такой подход необходим как для позитивной разработки этических проблем современной медицины, так и для критического анализа распространенных на Западе различных субъективно-идеалистических, теологических и биологизаторских концепций медицинской этики.
Вся история медицинской этики и деонтологии отражает так называемое нравственное начало, которое было положено в основу практической деятельности врача.
Однако в условиях классового неравенства гуманистические принципы медицины для большинства населения были и остаются декларативными. Частная медицинская практика порождает одно из основных противоречий буржуазного здравоохранения: борьба со страданием и болезнями человека и поступление дохода, прибыли от страданий и болезней людей.
Бороться против болезней и жить за счет заболеваний людей — вот тот трагический, замкнутый круг, в котором находится врач в условиях частнопрактикующегося буржуазного здравоохранения. Нравственные принципы советской медицины являются неотъемлемой частью коммунистической морали.
Унаследовав от мировой и отечественной медицины лучшие гуманистические традиции, советская медицина успешно развивает и обогащает их на новой социально-экономической и мировоззренческой основе. Это нашло свое выражение в постановлениях партии и правительства, Программе КПСС, решениях XXV съезда КПСС, в «Основах законодательства и союзных республик о здравоохранении», в «Присяге врача Советского Союза», в многогранной деятельности органов здравоохранения.
В нашей стране впервые в мире охрана здоровья народа стала одной из важнейших задач советского государства.
Этот гуманистический акт создал благоприятные объективные условия для успешного развития медицинской науки и практики, для формирования у всех медицинских работников норм и принципов высокого нравственного поведения.