Реакция детей на госпитализацию

Реакция детей на госпитализацию определяется многими факторами: возрастом и типологическими особенностями больных, их предшествующим воспитанием и условиями жизни, тяжестью и характером болезни. Н. Н. Бурмистрова (1964) выделяет три группы больных детей в зависимости от характера их реакций на госпитализацию. К первой группе она относит детей с негативной реакцией на госпитализацию в виде выраженного возбуждения, плача, нарушения сна, отказа от игрушек.

Вторая группа больных включает в себя вялых, заторможенных детей, спокойно реагирующих на госпитализацию. Наконец, к третьей группе отнесены спокойные, уравновешенные дети, реагирующие на госпитализацию положительно, чувствующие себя в клинике «почти как дома».

Разумеется, это лишь приблизительное деление больных детей в зависимости от их реакции на госпитализацию, но в общем оно соответствует действительности. Необходимо отметить, что негативная реакция детей на госпитализацию и пребывание в стационаре имеет многообразные проявления по характеру и выраженности.

Негативная реакция на госпитализацию у детей может быть усилена и в результате действия таких факторов, как нескрываемое огорчение родителей в связи с предстоящей разлукой с ребенком, недостаточная психологическая подготовка больного (родителями и медицинским персоналом поликлиники) к госпитализации, недооценка обеспечения ребенка, помещаемого в больницу, любимыми игрушками, книгами и другими предметами, которые позволили бы ему заниматься приятным делом. Реакция детского организма на пребывание в стационаре определяется во многом гигиеническим режимом и эстетическим оформлением отделения, культурой медицинского обслуживания и уровнем педагогической работы в нем. Разумеется, на отношение ребенка к нахождению в больничном отделении накладывают отпечаток и такие факторы, как тяжесть болезни, типологические особенности психики и темперамента больного, его возраст, воспитанность и т. д.