Репутация врача

В самом деле, репутация врача, зависящая от того, насколько он, согласно Н. Н. Петрову, соблюдает врачебные этические нормы, не может не зависеть то того, насколько он, врач, удовлетворяет интересы больных, а это, по Н. Н. Петрову, ограничено деонтологическими принципами. Этих противоречий могло бы не быть, если рассматривать медицинскую или хирургическую деонтологию как часть врачебной этики.

Прежде чем перейти к некоторым этическим проблемам хирургии как проблемам профессиональной этики, специфическим для нашей хирургической специальности, следует подчеркнуть, что далеко не всеми представителями теоретической и практической медицины разделяется мнение о целесообразности выделения врачебной этики из общих принципов коммунистической морали.

Так, Н. А. Виноградов в своих лекциях на тему «Мораль советского врача» пишет: «Приходя к твердому и неоспоримому выводу, что все советские люди, без различия пола и профессии, руководствуются одними нравственными нормами, т. е. коммунистической моралью, мы отвергаем доморощенные теории о существовании особой врачебной морали или врачебной этики» Более того, двумя страницами ниже Н. А. Виноградов пишет: «…с марксистской точки зрения нет и не может быть какой-то профессиональной врачебной морали».

Не входя в полемику с Н. А. Виноградовым, приведем точку зрения на этот вопрос К. Маркса и Ф. Энгельса. К. Маркс писал: «У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто неспособен мыслить».

У Ф. Энгельса мы находим положение, относящееся к профессиональной морали, согласно которому каждый класс и даже каждая профессия имеют свою собственную мораль. Несомненно, что «правильное решение нравственных проблем профессиональной деятельности возможно лишь на основе общих требований морали».

Нормы и принципы поведения врача, определяемые врачебной этикой, не просто копируют общие правила морали, они обладают определенным качественным своеобразием и специфичностью, которые обусловлены общественной функцией медицины, целями и задачами врачебной деятельности.

«Конкретное, особенное всегда богаче общего не только своеобразной модификацией общего, но и тем специфическим, которое общим не охватывается».