Резкая критика фрейдовских основ

Кстати, упоминавшийся выше проф. Michay на широком заседании публично заявил, что французская психиатрия гораздо ближе к русской и советской, чем к американской и, что он гордится тем, что был знаком с великим ученым и мыслителем И. П. Павловым. Критические высказывания в адрес психоаналитического направления в медицине можно встретить и в трудах ученых Федеративной Республики Германии (Weitbrecht, 1955; Uexkull, 1963).

То же самое имеет место и в издающемся с 1954 г. западногерманском «Журнале по психосоматической медицине», французском журнале «Обозрение психосоматической медицины» (с 1959 г.), английском журнале «Психосоматические исследования» (с 1956 г.) и с 1972 г. в аргентинском журнале того же названия.

Особенно резкая критика фрейдовских основ психосоматической медицины капиталистических стран прозвучала за последние годы в трудах советских ученых (В. М. Морозов, 1958, 1959; Ф. В. Бассин, 1959, 1968; Ф. Т. Михайлов, Г. И. Царегородцев, 1961, и др.), вскрывших гносеологические корни фрейдизма и связи его с идеалистическими концепциями, показавших несостоятельность психоаналитической теории и ошибочность понимания Фрейдом и его последователями сознательного и бессознательного, установивших порочность фрейдовской основы психосоматической медицины. Этому способствовали два обстоятельства: во-первых, то что клинические традиции отечественной психиатрии, физиологическая направленность русской психологии, диалектический материализм вообще исключали влияние учения Фрейда в (А. В. Снежневский, 1968); во-вторых, то, что в последние годы в нашей стране широко разрабатываются диалектико-материалистические принципы учения о высшей нервной деятельности и ведется разоблачение буржуазных теорий в различных областях медицины (И. Т. Курцин, В. П. Петленко, 1961; Г. И. Царегородцев, 1962; Ю. П. Лисицын, 1968).

Положительный резонанс имели и совещания, проведенные Академией наук по теме: «Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии», на которых также прозвучала критика фрейдизма.