Результат и эффективность действия любого препарата

Из этого определения закономерно вытекает неразрывная связь детско-подростковой психотерапии с психиатрией, психологией, неврологией, педагогикой, социологией и медицинской деонтологией как в вопросах теории, так и практики. Однако, как справедливо подчеркивает В. В. Ковалев, приходится считаться с тем, что при проведении психотерапевтической работы с детьми и подростками мы имеем дело с организмом, большой эволютивный динамизм и значительное физиологическое и психологическое своеобразие разных возрастных этапов которого обусловливает необходимость применения особого общего психотерапевтического подхода и необходимость учета возрастного своеобразия при использовании конкретных форм психотерапевтического воздействия. На каждом возрастном этапе клиническая картина определяется синдромами и симптомами, свойственными нозологической единице, внутренним и внешним фоном, на котором развивается заболевание, и особенностями возрастного реагирования организма и личности на имеющееся страдание.

С. С. Корсаков говорил, что всякий возраст обусловливает особую для каждого периода жизни неустойчивость и ранимость, вследствие чего, с одной стороны, болезненные явления вызываются причинами, особенно сильно действующими именно в данном возрасте, а с другой — и картина болезни изменяется соответственно возрасту. Возрастному аспекту нервно-психических расстройств большое внимание уделялось в работах детских психиатров (Т. П. Симеон, Е. Е. Сканави, Г. Е. Сухарева, М. С. Врона и др.). В последнее время роль возрастного фактора применительно к психиатрии и психотерапии детей и подростков разрабатывается в трудах В. В. Ковалева.

Так, В. В. Ковалев указывает, что наиболее существенными чертами личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста можно считать относительное преобладание преимущественно биологически детерминированных элементов личности (темперамент, влечение, элементарные потребности, некоторые эмоции) и незрелость социально детерминированных форм поведения, перевес эмоциональных сторон психической жизни над интеллектуальными, выраженную эгоистическую установку, недостаточно развитое общественное сознание и чувство коллективизма.