Самое понимание врачебного долга

В этом смысле деонтология врача социалистического общества гораздо сложнее, ответственнее и в то же время неизмеримо перспективнее по сравнению с деонтологией врача капиталистического общества, где врач поставлен в жесткие рамки частной инициативы и попытки широких профилактических мероприятий безуспешны. В моральном долге врача заключены все этические качества, которые были провозглашены М. Я. Мудро-вым, Н. И. Пироговым, С. П. Боткиным, В. А. Манас-сеиным, А. А. Остроумовым и другими учеными, которые в условиях социализма приобрели еще более императивное звучание. И в самом деле, если в нашем, социалистическом обществе человек человеку брат и друг, то врач должен быть истинным и преданным другом больному.

Он должен постоянно помнить о своем больном, думать и заботиться о нем, не считаться со служебным регламентом и своими индивидуальными запросами.

А. П. Чехов подчеркнул эти качества врача с особой силой.

Еще нередко можно наблюдать, как в больнице или поликлинике больные стремятся стать пациентами одного врача и уходят от другого, более квалифицированного. Они стремятся к врачу, который заслужил доверие и уважение не только своей квалификацией, но и внимательным, душевным отношением к своим пациентам.

Доверие больного к врачу и вера в его опыт, знания и душевные качества создают ту атмосферу в отношениях врач и больной, которая сама по себе оказывает целебный эффект.

Возросшая культура советских людей становится важным фактором создания этой атмосферы: культура врача должна быть не ниже, а выше культуры пациента. Врач должен быть передовым интеллигентом, хорошо знающим не только медицинскую, но и классическую литературу, живопись, музыку.

Только широко образованный и хорошо воспитанный врач сумеет быстро установить контакт с больным и его родственниками, завоевать уважение, доверие и любовь пациента. При этом нельзя забывать, что культура и запросы человека в условиях социализма быстро растут, он много читает, слышит о достижениях медицины, информация о которой нередко имеет односторонний, а иногда и рекламный характер, что усложняет взаимоотношения больного и врача и требует от последнего большого такта.