Система «открытых дверей»

Однако для проведения стационарной психотерапии потребовались и другие меры. Возникла проблема воспитания, вернее перевоспитания психиатрического персонала в духе уважения, любви, чуткости, отзывчивости, заботы и терпения, отказа от окриков, угроз, раздражения по отношению к больным подросткам. Оценивая пройденный путь, нам думается, что наиболее сложным было научить персонал терпеливому отношению к детям.

В отделении постоянно действует девиз: «Каждый несет в коллектив все лучшее, что в нем есть, плохое оставляет за его пределами». Мы стремимся замечать в каждом больном только хорошее, а недостатки сглаживать.

Постоянно отмечаются любые успехи больных в лечении, учебе, общественно полезной деятельности.

Каждому подростку подбирается занятие, соответствующее его желаниям и возможностям. Каждый привлекается к общественной жизни, каждому поручается посильное общественное поручение.

Существенным моментом в создании необычной для стационара домашней обстановки в отделении служит совместное нахождение больных обоего пола.

На трудностях, к которым это приводит, огромном напряжении, которое требуется от персонала в связи с этим, мы останавливаться не будем. Специалистам это должно быть понятно.

Однако все трудности окупаются положительным влиянием на поведение и внешний вид подростков атмосферы семейственности, доброжелательности и огромными возможностями для коллективной психотерапии и лечебной педагогики.

Появились также возможности для формирования правильного отношения к противоположному полу, которое обычно у больных подростков в значительной степени нарушено. Важно отметить, что совместное содержание больных разного пола возможно только при хорошей подготовке всего медицинского персонала.

Больные подростки почти никогда не нарушают одного из основных правил, существующих в отделении, запрещающего больным разного пола уединяться.