Не может врач-клиницист врачевать, если он не пользуется не только собственным опытом, но и опытом предшествующих поколений врачей. Разумеется, лучше пользоваться опытом мастеров своего дела. Во врачеваниии немыслим талант врача без доброго сердца!
Именно доброе сердце приводит клинициста к реализации тех идей и замыслов, которые условно можно назвать «неэвклидовыми» и которые так расширяют силовое поле полезности. Мы имеем в виду тягу к гармонии, цельности, системности, обусловливающим качество врачевания.
Более конкретно: современному врачеванию нужен интегральный интеллект, возникающий из знаний и душевности. Его можно назвать медицинской мудростью.
Больные как индивидуальности постигаются иначе, чем болезни.
Болезни мы познаем через симптомы, а больной индивидуум, как метко выразился В. Ф. Чиж (1913), является асимптомом науки. Опытом мы постигаем именно то, что отличает данного больного от других, создает его индивидуальность.
Иными словами, врач-клиницист для постижения личности своего пациента использует самые разнообразные средства.
На медицину работают философия и творческая интуиция, логическое и художественное мышление, наука и техника.
Современная медицинская деятельность вытекает из науки и является ее логическим продолжением.
Поэтому мы, естественно, пользуемся теми же логическими операциями, теми же методами, какие используются во всех отраслях науки (биология, химия, радиология, морфология, биохимия и т. д.). Логика и методология науки разработаны достаточно хорошо, и врачу изучать и знать их нужно обязательно.
Но этого мало. Врачу нужно иметь сведения о том, что находится по ту сторону возможностей точных наук.
Наука о природе оставляет много белых пятен в представлении о мире, о человеке.
Они-то и требуют философского и художественного мышления.
В медицине особенно много таких ситуаций, сущность которых пока не ясна.
Несмотря на это, мы должны в них разбираться, не дожидаясь выражения их в виде математических категорий и, главное, мы должны действовать, уметь одно явление отличать от другого.