Сложный драматизм

Пестра, противоречива и многогранна субъективная картина болезни, особенно когда объективный патологический процесс вступает в критические фазы или принимает затяжное течение, не давая человеку полноценно жить и трудиться. В это время в сознании больного происходит оценка и переоценка своего прошлого, настоящего и будущего. Переосмысливаются его отношения к материальным и духовным ценностям, к себе, к людям.

Больной вынужден решать вставшие перед ним в связи с болезнью многие психологические, нравственные, правовые и другие вопросы жизни. Еще Руссо говорил, что если б можно было записывать мечты, рождающиеся во время болезни, то какие возвышенные творения возникли бы иной раз на глазах у всех.

В таких ситуациях перед врачом открываются большие возможности воздействия на сознание и самосознание больного, на его нравственный мир, этические и идеологические устои. Перед молодыми людьми, которые до болезни только вступили на порог самостоятельной жизни или находились в расцвете сил, особенно остро встают многочисленные вопросы их будущей жизни.

Они вызывают сложную гамму эмоций, чувств и глубоко переживаются личностью, оказывая влияние на ее жизненные взгляды, позиции, установки, цели. Сложный драматизм, противоречивость этих мыслей и переживаний нашли свое отражение в искусстве.

Кто из нас вместе с Павкой Корчагиным и Алексеем Маресьевым не переживал их единоборства с болезнью, кто не восхищался их целеустремленностью и железной волей.

В тяжелой схватке с недугом они обрели второе рождение, и жизнь их стала содержательной и яркой.

Но в этой борьбе они не были одиноки.

Врачи, родные, друзья и добрые знакомые вселяли им веру в победу. Их постоянная нравственная поддержка и помощь освещала и прокладывала им путь в будущее.

Если болезнь не связана с болевыми ощущениями, то дети дошкольного и младшего школьного возраста еще недостаточно полно осознают ее отрицательного влияния на их организм и личность.

Поэтому основную работу по преодолению телесных, психологических и этических трудностей, связанных с болезнью ребенка, берут на себя его родители и медицинские работники. Они должны сделать все возможное, чтобы ребенок рос не тепличным растением, а в меру своих сил и способностей активно готовился бы ко вступлению в жизнь, к борьбе за свое самоутверждение.