Социальная направленность советской психотерапии

На этом пути советские психотерапевты могут опираться на глубокие высказывания о социальной направленности психотерапии, о диктуемом самим существом исследуемых ею клинических и психологических феноменов проникновения этой дисциплины в область внемедицинских общественных отношений. Мы имеем в виду высказывания, принадлежащие таким корифеям нашей психиатрии и психотерапии, как С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев, А. А. Токарский, П. Б. Ганнушкин, В. А. Гиляровский.

В последнее время проблемы пограничной психиатрии были предметом неослабного внимания О. В. Кербикова, который рекомендовал изучать «переходные состояния, промежуточные стадии», когда «болезнь еще только начинается, проходит „субклиническую» стадию, человек находится в переходном состоянии от здоровья к болезни, он не здоров, но еще и не болен, он заболевает» , стадии, в которых процесс еще остается обратимым. Характерно, однако, насколько подобный подход к проблеме субклинических душевных аномалий отличен от трактовок, встречающихся в буржуазной литературе, в рамках которой даже резкие психологические отклонения от нормы рассматриваются зачастую лишь как безобидные характерологические вариации, как выражение разнообразия форм индивидуальности, устранение которых нанесет только ущерб богатству оттенков поведения и тем самым затруднит подлинное развитие духовной жизни человека.

В некоторых произведениях современной экзистенциалистски ориентированной литературы, в работах писателей буржуазного общества, представителей субъективного идеализма, например Берроуза, претенциозные, порой весьма вульгарные экстравагантности, сексуальная распущенность, стремление к ниспровержению всевозможных социальных запретов, словом, незавуалированные проявления морального упадка, характерные для определенных групп американской и западноевропейской молодежи, рассматриваются всего лишь как… «главное доказательство» способности человека к дальнейшему духовному совершенствованию и социальному творчеству. Легко понять, насколько важным на фоне подобной апологетики извращенности становится методологически правильное освещение вопроса об отношении к пограничным аномалиям личности как средства борьбы с проявлениями буржуазной идеологии.