Советские педиатры

В свете сказанного становится очевидной актуальность проблемы психотерапии. Эта проблема неразрывно связана с павловским учением о возможности лечебного влияния через центральную нервную систему на весь организм ребенка, на направление его физиологических и патологических процессов, на течение и исход болезни.

Психотерапевтическое воздействие на больного ребенка основывается на глубокой оценке личности пациента, на всестороннем изучении объективных и субъективных изменений, вызванных в организме патологическим процессом. По мнению проф.

Б. Е. Вотчала, психотерапия может быть малой, которой должен владеть каждый врач, и больной, осуществляемой при помощи специальных методик (гипноз и др.). Психотерапевтическими приемами врач-педиатр может достичь многого: снять или ослабить эмоциональное напряжение, переживания, страх, реакции на диагностические и лечебные процедуры, убедить ребенка в благополучном течении и хорошем исходе болезни, внушить ему бодрое настроение и оптимистическое мировосприятие, создать атмосферу взаимного расположения и доверия.

Разумеется, от педиатра не требуется, чтобы он владел методом психотерапии в такой мере, как психоневролог. Но с основами психотерапевтического воздействия он должен непременно быть знаком и обязан пользоваться ими в своей повседневной практике.

Правильное использование и выбор психотерапевтических средств воздействия на больного ребенка требуют, разумеется, специальной подготовки, поэтому вопросы психотерапии должны быть предметом преподавания не только на кафедрах психиатрии и неврологии, но и на кафедрах педиатрического профиля. Их необходимо, вероятно, обсуждать и на врачебных клинических конференциях, на заседаниях обществ педиатров, съездах.

Психотерапия в педиатрической клинике может быть успешно дополнена психофармакологическим лечением, что иногда дает желаемый эффект даже при значительных нервно-психических отклонениях у детей на почве церебральной, соматической и инфекционной патологии. К сожалению, вопросы психофармакологии в педиатрии еще далеки от своего окончательного разрешения.

Они слабо освещены в литературе, поэтому широкие круги детских врачей еще недостаточно используют тот арсенал психофармакологических препаратов, которые нашли уже должное применение у взрослых.