Современная научно-техническая революция посредством повышения эффективности здравоохранения и преобразования условий жизни людей существенно изменила структуру заболеваемости и смертности, выдвинула на первый план проблемы лечения и профилактики сердечно-сосудистых, раковых, вирусных, наследственных болезней, травматизма. Эти проблемы наряду с глубокой специализацией требуют неустанного самосовершенствования и повышения квалификации медицинских кадров.
Реализация этой потребности встречается со значительными трудностями.
Громадный поток научной информации захлестывает врача, он не успевает ее усвоить, переработать и применить на практике.
Возникла необходимость в научной организации хранения и поиска необходимой информации, перестройке системы подготовки и повышения квалификации врачей. В условиях бурного прогресса науки и техники изменяются не только условия деятельности врача, но и сам больной человек, общество, что также порождает особые проблемы.
Быстро растет уровень образования, общей культуры и материального благосостояния населения. Проникновение науки в повседневную жизнь, усложнение общественных отношений, повышение социальной активности личности приводят к тому, что в относительно короткий исторический период перед врачом проходят новые типы личности.
Возрастает общественная потребность в квалифицированном врачевании, в комплексном, многогранном влиянии медицины на все стороны жизнедеятельности людей в интересах оздоровления труда и быта, предупреждения болезней. Возникает объективная потребность в новых формах взаимоотношения.
Именно в совокупности всех этих проблем лучше всего видно современное состояние здравоохранения.
Для правильного понимания особенностей взаимоотношения врача и больного в современных условиях научно-технического прогресса необходимо также отметить следующее методологическое положение.
Межличностные отношения имеют сложный характер и включают в себя множество взаимодействующих компонентов экономического, классового, национального, партийного, профессионального, юридического, морального, психологического, эстетического характера.
Динамика этих отношений зависит от целей, потребностей, интересов в конкретных ситуациях, когда в качестве главного момента выдвигается одна из потребностей.