Современное обучение студентов-медиков

Нам представляется необходимым, чтобы педагоги-клиницисты вырабатывали у студентов-медиков правильную оценку роли техники в медицине, чтобы последняя рассматривалась не как самоцель, а в органической связи с потребностями личности больного, с учетом его соматических и психических особенностей. При этом условии не будет возникать разрыва между деонтологическими и этическими проблемами. Вполне возможно, что при соблюдении этого условия — единства познания личности больного и применения технических средств диагностики — будет создаваться благоприятная обстановка для предупреждения так называемых «врачебных ошибок».

Они представляют собой собирательное понятие, охватывающее не только истинные ошибки, но также и проступки и правонарушения медицинских работников. Приходится встречать высказывания о якобы существующей фатальной неизбежности в возникновении ошибок во врачебной деятельности, своеобразной их непредотвратимости.

С этой позиции легко оправдывать самые разнообразные по своему происхождению недостатки в оказании медицинской помощи: проступки, небрежность, самонадеянность и т. д. Всем таким недостаткам, как и ошибкам в диагностике и лечении, сопутствует однородное последствие — неполучение ожидаемого и желаемого диагностического или лечебного эффекта, что может сопровождаться причинением вреда здоровью пациента, ухудшением течения его болезни или наступлением смерти.

В литературе нет единства взглядов на трактовку понятия «врачебные ошибки», их происхождение, оценку условий возникновения и их классификацию. Несомненно, однако, что ни врач, ни студент-медик, как будущий врач, ни при каких обстоятельствах не должны забывать и игнорировать самое главное: что объектом ошибки или иного дефекта оказания помощи является больной человек, пришедший к врачу с доверием и надеждой на помощь в избавлении от болезни, со стремлением к выздоровлению и возвращению к трудовой жизни.

Эта этическая сторона врачевания, в самом широком смысле слова, должна созидаться и совершенствоваться весь период клинического обучения студентов.

У них клиницисты-педагоги обязаны, именно обязаны, развивать постоянное чувство ответственности за все неправильно содеянное в отношении больного.