Следующим этапом было введение системы отпусков на воскресные и праздничные дни. После определенного срока нахождения в отделении, по мере улучшения состояния в процессе лечения и выяснения домашней обстановки больные в субботу после обеда отпускались домой и возвращались в воскресенье вечером или в понедельник утром. Многолетний опыт отпусков показал, что они являются чрезвычайно ответственным и серьезным делом, важным этапом в лечебно-реадаптационной работе.
Если же отпуска превращаются только в меру поощрения больных, они начинают таить в себе серьезную опасность.
Мы специально продумывали задания, которые рекомендовали родителям на отпускные дни. После отпуска родители информировали врача о выполнении полученных заданий, состоянии и поведении подростка в домашних условиях.
Перед врачами отчитывались и сами больные.
Нередко сотрудникам отделения приходится учить родителей правильно контролировать поведение больных детей, помогать готовить задания, организовывать отдых.
Таким образом, отпуска являются сложной системой работы врача с семьей больного. Нередко приходится активно вмешиваться в домашнюю ситуацию, оказывать воздействие на родителей в связи с различными вопросами и добиваться максимально возможной нормализации окружающей больного обстановки.
Отпуска бесспорно являются проверкой эффективности положительных результатов лечения в отделении.
Стоит только несколько ослабить контроль за отпусками, как из положительного фактора они могут превратиться в отрицательный. Например, нами было замечено, что подросток Володя Н., 14 лет, из отпуска всегда возвращался уставшим, с ухудшением симптоматики основного заболевания.
Как выяснилось, мать больного, чувствуя за собой «вину» в связи с помещением сына в больницу, не знала, чем ему угодить, когда он приходил домой. Подросток отлично это использовал и просматривал не менее 4-5 кинофильмов в день.