Способность угнетать

С. Ирвин (1961) выявил тесную зависимость между угнетением двигательной активности и антипсихотическим действием. Он также показал, что угнетающее влияние нейролептиков выражено довольно равномерно в отношении подавления оборонительных условных рефлексов и угнетения локомоции и что эти свойства коррелируют (коэффициент корреляции = 0,9, т. е. связь определяется в объеме 81%)- Способность угнетать двигательную активность совпадает, кроме того, с антиагрессивным и гипотермическим действием. Наличие корреляции между антиагрессивными свойствами и способностью подавлять локомоции доказано для производных фенотиазина, обладающих антипсихотическим действием (Tedeschi et al, 1959).

В Институте фармакологии АМН в процессе изучения новых антипсихотических средств из числа производных карболина было обнаружено наличие прямой зависимости между способностью препарата подавлять спонтанную двигательную активность и угнетать спровоцированные агрессивные реакции животных. Связь между этими свойствами составляет 97%, что представляет значительный интерес, поскольку доказано, что эквивалентом клинической эффективности нейролептиков является угнетение локомоции животных, а отсюда очевидно и значение антиагрессивного действия.

Для фармакологии большое значение имеют проблемы общего и частного, внешнего и внутреннего, структуры и функции. Местные реакции часто являются проявлением общего действия, и, наоборот, периферическое раздражение может вызывать генерализованную реакцию.

В фармакологических исследованиях широко используется метод изучения лекарственных веществ на изолированных органах.

Регистрируемые реакции — это прежде всего прямое действие, но они в известной мере отражают и действие этих средств на весь организм. Примером может служить адренолитическое действие нейролептиков.

Так, адренолитическое действие антипсихотического средства карбидина, полученного в Институте фармакологии АМН, проявляется на препарате изолированной селезенки кролика в концентрации 2 10-6.