Стремление сгладить существующие между павловским и фрейдовским

В связи с обсуждаемой темой мне хотелось бы несколько слов сказать относительно одного, на мой взгляд, заблуждения. Отрицательная оценка существа теоретических работ по психосоматической медицине в США и Западной Европе с методологической точки зрения вовсе не означает, что все ученые, клиницисты, врачи и все те, кто активно участвовал и участвует в разработке этой отрасли медицины, относятся к идеалистам, а результаты их огромной творческой деятельности, по мнению некоторых,-сплошной брак.

Отнюдь нет. Среди этих ученых немало прогрессивно настроенных, стремящихся понять сложившуюся в науке ситуацию и правильно разобраться в существующих теориях и ввести в психосоматические исследования, часто стихийно, материалистический принцип.

А что касается большого фактического материала, накопленного психосоматической медициной Запада, то он, несомненно, представляет определенную ценность, если его переосмыслить с правильных методологических позиций.

Стремление сгладить существующие между павловским и фрейдовским учениями идейно-теоретические противоречия и расхождения и доказать возможность их слияния в единое научное направление у разных сторонников и «критиков» фрейдизма проявляется по-разному и с различными нюансами, но с неизменной генеральной линией: обелить фрейдовские теории, сделав их приемлемыми, близкими диалектико-материалистическому учению Павлова. Другие авторы поступают изощреннее.

Они не выдвигают на первый план вопросы идеологии, последние остаются в тени, где-то «в глубинах бессознательного», а уточняют отношение Павлова к Фрейду и его теории, стремясь показать и доказать, что великий естествоиспытатель-материалист не так уж был враждебно настроен к субъективно-идеалистическому учению Фрейда.

Так, президент Психологического общества Италии проф. психологии Musatti (1960) считает, что И. П. Павлов исключил из своих понятий элементы психологического, а Фрейд в свою очередь исключил из психоанализа элементы физиологического; следовательно, в обоих случаях имели место акценты на определенные методические приемы исследования/Подобными утверждениями пытаются уравнять все научно-стратегические противоречия и идейно-теоретические разногласия, существующие между этими учениями.