Своеобразные формовки

Понимание того, что взаимное отчуждение людей — это один из глубоких пороков системы отношений, созданной капитализмом, звучит и в буржуазной социологии, предлагающей своеобразные рецепты устранения этого зла. Так, один из видных теоретиков неофрейдизма Эрих Фромм полагает, что важнейшую роль в оздоровлении капиталистического общества должна сыграть деятельность психоаналитиков. Охватывая все большее число пациентов методами психоанализа, они тем самым якобы делают достоянием все большего числа людей правильное понимание их подлинных потребностей. А дополняя эту работу широкой пропагандой знаний о «подлинной природе человека», они будто бы подготовляют постепенный переход к более здоровой, более гуманной форме общества.

Естественно, что при всем уважении к подобным добрым намерениям Фромма реакцией на подобные утопические социологические проекты может быть только улыбка.

Трагические катаклизмы и разочарования, в таком изобилии пережитые человечеством на пути его исторического развития, достаточно ясно показали, что социальный прогресс никогда не достигался с помощью только просветительской деятельности. Движение прогресса всегда требовало активной борьбы передовых классов общества, всех сознающих свою ответственность людей доброй воли.

Пути же и способы этой борьбы строятся не на фантастике психоанализа, а на данных марксистско-ленинского учения о природе и развитии общества, о путях становления и закономерностях деятельности человека как социально-исторического феномена.

Социалистическое общество, возникшее как плод героической борьбы за разумную, социально справедливую жизнь — закономерное продолжение всей предшествующей истории человечества. Усилия нашего общества направлены на то, чтобы, отводя должное место производству материальных благ, главное внимание уделить создаваемым научно-технической революцией возможностям обеспечения здоровья и счастья людей, повышения их культурного и нравственного уровня.

Материальный успех ни при каких условиях не должен и не может становиться для советского человека самоцелью и предпосылкой настроений отчужденности й нравственного одиночества.