Психотерапевтическая работа с детьми и подростками ведется как в амбулаторных так й в стационарных условиях. Опишем некоторые особенности первого и пока единственного психотерапевтического стационара для больных в возрасте от 13 до 18 лет; Приступив к организации психотерапевтического отделения в детско-подростковой психиатрической больнице в 1968 г., мы быстро убедились в том, что психотерапевтическое отделение должно одновременно быть и реадаптационным и реабилитационным.

Вместе с тем в рамках общепринятого в подростковой психиатрии режима «закрытых дверей», принудительного помещения и нахождения на лечении, тягостной для подростков обстановки изоляции от внешнего мира эффективно оно работать не может. В связи с этим организация стационара началась с введения режима «открытых дверей» и системы отпусков больных на воскресные и праздничные дни домой.

Были ликвидированы все замки внутри отделения и открыты выходные двери. Этого было достаточно, чтобы неузнаваемо изменилась внутренняя атмосфера отделения.

Больные перестали Ощущать изоляцию, приводящую к тоске по свободе (стремление к свободе у подростков выражено особенно сильно).

Таким образом была создана одна из основных предпосылок психотерапии в условиях стационара — положительное эмоциональное состояние больных и атмосфера взаимного доверия между больными и персоналом.

Изменения претерпел и психиатрический надзор, в его основу был положен территориальный принцип. В каждом помещении находился кто-либо из сотрудников.

Больные, подлежащие усиленному надзору, получили возможность свободно ходить по стационару или территории больницы, при этом, однако, контроль за ними сохранялся.

Таким образом удалось освободить больных от раздражающего, травмирующего их назойливого надзора, избавить от постоянных запретов, замечаний, одергиваний.

Комментарии запрещены.