Учет значения целостности

Врачу-клиницисту необходимо всегда держать в уме целостную систему, найти закономерности человека в его целостности. Сила клинициста не только в логичности его доводов, но и в богатстве связей, которые он непосредственно улавливает, изучая больного. Патологические процессы — это результат системных явлений, в которых различают закономерности «первого порядка» и закономерности «второго порядка», или закономерности второго качества.

Задача клинического изучения — открывать новый мир сложностей, всеобщую связь явлений и закономерностей макро — и микросистем, реальные континеумы взаимодействующих факторов. Отсюда постижение патологических явлений для клинициста становится более сложным и разнопорядковым.

Ныне почти в каждой научной дисциплине созданы свои макро — и микроэтажи (уровни), прикладные и метанаучные разделы.

Все средства познания и особенно аппарат количественных методов оказываются неэффективными, если они не дифференцируют качественные определенности явлений, не стыкованы и четко не привязаны к ним. Напомним, что науке известны три основные разновидности качеств: 1. Природные, материально-структурные. 2. Функциональные (специализация, назначение) .

3. Системные.

Системные качества самые сложные, простому наблюдению они обычно недоступны, их можно открыть лишь при помощи такого анализа, который охватывает всю систему в целом. В настоящее время ни одна область не может обойтись без системы представлений как общего, так и специального порядка.

Неслучайно изучаемые явления мы рассматриваем в соотношениях: часть — целое, предмет — система, человек — общество.

В подобных случаях индивидуальные качества начинают выступать как системные.

Клиническая медицина иногда еще лишена точности.

Никакое математическое уравнение иногда не способно выразить то, что улавливает опытный клиницист. Но из-за этого не следует относить врачевание к чему-то алогическому.

В клинической практике мы нередко имеем дело с «предзнанием», без которого в сущности нет врачевания.