Умение анализировать врачебные ошибки

В общем, диапазон возможностей для научно-исследовательской работы врача остается огромным и только неумение или нежелание заниматься этим делом обусловливает то обстоятельство, что значительные резервы так называемой практической медицины остаются неиспользованными. Хотя научная работа, как говорил И. П. Павлов, требует большого напряжения и великой страсти, при большом желании она доступна для всех врачей, включая и тех, которые совсем недавно покинули стены родного института. Очень хорошо при этом, если молодой врач не порывает связей с какой-либо кафедрой (или стремится установить их), получает от своих бывших преподавателей советы и помощь в работе.

Разумеется, выполнение научной работы в лечебном учреждении необходимо тщательно подготовить и организовать, чтобы она не нарушала оптимального режима жизни больного, не сказывалась отрицательно на качестве лечебного процесса, не была обременительной для ребенка, даже если он переносит и нетяжкое заболевание.

Специфика деятельности врача-педиатра, как известно, определяется необходимостью постоянно иметь дело одновременно с ребенком, его родителями и родственниками, решать не только медицинские, но и педагогические вопросы.

Поэтому следует целиком согласиться с проф.

А. X. Хамидуллиной, которая на Первой Всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонтологии (1969) говорила: «Педиатр в своей деятельности не может оставаться только врачом-лечебником. В этой отрасли работы переплетаются медицинская и большая педагогическая деятельность.

Требуется быть педагогом-психологом, причем это относится не только к ребенку, но и к его родителям. Отсюда безусловное значение деонтологии в деятельности педиатров».

Действительно, в жизни ребенка бывает так, что дефекты его воспитания в семье или школе (особенно на фоне отягощенной наследственности) являются прямой причиной основного или сопутствующего заболевания. Интересы дела требуют расширения и углубления знаний врачей-педиатров по вопросам детской педагогики.