Важное этическое значение

Нельзя оправдать такую тактику врача-педиатра или заведующего отделением, когда они при одинаковых условиях предоставляют одним родителям право неограниченного доступа к больному ребенку, а других родителей подобной возможности лишают. Такой избирательный подход к вопросу посещения родителями детского стационара оказывает отрицательное влияние как на ту часть детей, к которым ограничен доступ родителей, так и на тех, посещение которых не ограничено. Больные дети в стационаре в одинаковой мере нуждаются в заботе и внимании со стороны врачей и родителей, весьма ревниво и негативно относятся к фактам необоснованного повышенного внимания родителей и врачей к отдельным больным.

В понятие гуманного отношения медицинского работника к больному ребенку включается не только сердечное и теплое человеческое отношение к последнему, не только оказание больному самой высококвалифицированной медицинской помощи, но и решительное ограждение больных детей от неблагоприятных влияний со стороны родителей и родственников в самых различных проявлениях.

Поэтому заслуживают осуждения те врачи и медицинские сестры (к счастью, немногие), которые легко идут на поводу у родителей, стремятся выполнить желания и необоснованные требования родителей, например досрочно выписать ребенка из стационара, прекратить инъекции, изменить диету больного и т. д. Стремление врача именно такой «чуткостью» завоевать авторитет у родителей ничего общего не имеет с принципами нашей отечественной медицины, в соответствии с которыми благо больного — высший закон для медицинского работника. Важным качеством личности врача является самокритичность, умение анализировать свои ошибки, делать из них выводы, вскрывать источники их возникновения, намечать пути предупреждения.

Для этого нужно иметь гражданское мужество и способность замечать собственные ошибки.

Самоанализ действий, профессиональное самосовершенствование, постоянное сравнение реального с должным — вот те обязательные качества, которыми должен обладать врач.