Врач-экоперт

Врач-экоперт наблюдает больного реже — лишь при освидетельствовании, динамическом наблюдении или проверке выполнения рекомендаций о характере и условиях труда больного. Соответственно этому у врача-эксперта и аккумулируется в значительно меньшей мере время активного наблюдения, активного контакта с больным, являющимися одним из существенных условий доверия больного к врачу. Изучение медицинских и других документов перед освидетельствованием, естественно, не может полностью заменить живого общения с больным.

Особой ответственностью отличается каждое решение, принимаемое в отношении первично освидетельетвуемого больного, поэтому присутствие лечащего врача при первичном освидетельствовании должно быть скорее правилом, чем исключением. «Отдаление» врача от больного потенциально увеличивает возможность возникновения при освидетельствовании неблагоприятных ситуационных моментов.

По отношению к врачебно-трудовой экспертизе в этико-деонтологическом плане может иметь непосредственное выражение весьма противоречивое и неоднозначное явление, получившее скорее беллетристическое, чем научное, определение «дегуманизации медицины». Это парадоксальное сочетание слов, неся в себе определенное содержание, отражает главным образом формальную сторону явления.

Широкое внедрение методов инструментально-лабораторного исследования больного неизменно влекло за собой интенсификацию труда медицинского (особенно врачебного) персонала, уменьшение доли физических методов исследования в построении диагноза и определении схемы лечения, сокращение времени на непосредственное наблюдение за больным, а также на построение схемы межличностных отношений, имеющих неоспоримое значение для создания благоприятной психологической атмосферы, необходимой для успешного контакта с больным.

В подобных ситуациях врачебное мышление (в том числе и врача-эксперта) было вынуждено оперировать лабораторными данными, показателями, формализованными сведениями, рисунками, схемами, диаграммами и т. д., в силу чего происходило абстрагирование больного как объекта изучения, конкретной личности, следовательно, явления не только биологического, но и социального.