Врачебно-трудовая экспертная комиссия

Необходимо, кроме того, иметь в виду, что у длительно не работающих больных вырабатывается новая система социальных связей, новый стереотип, ограничивающий возможности использования прежних установок и взглядов больного. Задача врача-эксперта в данных случаях состоит в том, чтобы проанализировать истинные причины уклонения больного от работы и постараться убедить его в необходимости и целесообразности трудовой деятельности, когда это возможно. Одной из причин нежелания работать могут быть асоциальные установки больного, в том числе и неправильное отношение к труду с вытекающей отсюда аггравацией или симуляцией заболевания, хотя с данными случаями в принципе и приходится считаться, но еще большей ошибкой было бы априорное подозрение больных в симуляции или аггравации.

Об этом вполне однозначно еще в самом начале развития врачебно-трудовой экспертизы сказал Н. А. Вигдорчик: «Отвратительны эксперты, которые относятся враждебно ко всякому исследуемому, видя в нем непременно злостного симулянта» Такое отношение может привести не только к потере доверия к врачу, но и неизбежно к диагностическим ошибкам. Единственным правилом, которому целесообразно следовать в подобных случаях, должно быть наиболее полное обследование больного для постановки точного диагноза и определения прогноза.

Это обязанность эксперта перед обществом, перед больным и своей совестью.

В экспертизе, в частности психиатрической, нередок противоположный симуляции случай — стремление скрыть или уменьшить признаки заболевания — дисси-муляция. В основе ее могут лежать по крайней мере две причины.

Одна из них может быть связана с содержанием бредовых высказываний, со снижением или отсутствием критики, с неадекватно высоким уровнем притязаний, заставляющими больного стремиться к работе или профессии, в которой он должен выполнить свою «особую миссию».