Врачебный обход

В какой обстановке и сколько раз на протяжении недели нужно осмотреть больного, какие слова необходимо подобрать для ребенка и его родителей, как организовать и направить лечение пациента и многие другие вопросы должен тщательно обдумать и взвесить врач. Самая тесная связь с жизнью клиники — вот что составляет сердцевину врачебного обхода, поэтому во многих детских клиниках (да и не только в детских) врачебный обход выходит за рамки фиксированных дней и практически имеет перманентный характер.

В обходе детского врача немаловажную роль играют факторы эстетического порядка: неприятное чувство, глухое раздражение вызывает у матери больного ребенка (особенно если он страдает хроническим или неизлечимым заболеванием) неопрятный вид врача, запах табака изо рта, излишние украшательства, ультрамодные прически и прочие детали, которые нелепо выглядят на медицинском работнике во время обхода больных.

Врачебный обход — это сложный психологический процесс, правильное выполнение которого немыслимо без всестороннего учета многих беспрерывно меняющихся ситуаций, определяемых контингентом больных, характером и тяжестью болезни, возрастом, особенностями психики пациентов и т. д. Следовательно, успех обхода определяется не только клинической зрелостью врача, но и его врачебным тактом, умением быстро и тонко ориентироваться в особенностях переживаний и настроений больного, его психики, отношения к своей болезни. С этической точки зрения своеобразным является обход профессора в детской клинике.

Не приходится доказывать, что профессор должен хорошо знать жизнь отделений, регулярно бывать в палатах, беседовать с больными, но делать это просто, по-человечески, без парадов и церемоний. Если профессор хорошо знает жизнь отделений возглавляемой им клиники, его обход будет ценным не только для формирования клинического мышления у врачей, но явится школой организации медицинского обслуживания больных в стационаре, гигиенического и нравственного воспитания пациентов, что имеет большое значение в детских больницах.

Эффективность такого обхода повышается при наличии четкой координации и планирования консультативной деятельности профессора с аналогичной работой доцентов и ассистентов.