Врачи советской действительности

Для сравнения приводим одно из правил врачебной этики, разработанных Тверским отделением Врачебного общества взаимной помощи, где, наоборот, осуждается критика коллег и даже повод к ней: «Всякая оценка, устная или письменная, могущая подать повод к критике товарища со стороны, должна быть избегаема». Это правило отражает имевшую место в дореволюционной России кастовость врачей, отрыв их от больных и общественности.

Совершенно другой подход к врачебным ошибкам характерен для врачей нашей советской действительности. «Наоборот, всякая самокритика, всякий, даже бичующий самоанализ не страшен в условиях советской медицины, где нет и не должно быть врачебной касты, ни недоступности врача для массы, ни сухого коммерческого расчета, граничащего со спекуляцией» Правильное отношение к своим ошибкам не только свидетельство высоких моральных качеств хирурга, но и залог успеха в учебе, в подготовке молодых врачей.

«И ошибки полезны»,- говорил В. А. Оппель.

Об отношении хирурга к своим ошибкам как одном из существенных вопросов хирургической деонтологии писал П. Н. Петров: «Есть хирурги, которым кажется, что они все знают, их ничем не удивишь, им все доступно, и никогда они не ошибаются.

Такая позиция свидетельствует о невысоком идейном уровне подобных лиц, она мешает прогрессу и закрепляет за ними ошибки, вредные как для них самих и их учеников, получающих, таким образом, дурной пример, так и для их пациентов. Систематические гласные обзоры сделанных ошибок в присутствии сотрудников и учащихся врачей — это одно из лучших средств для предупреждения ошибок в будущем, для воспитания хорошо подготовленной к прогрессу хирургической молодежи».

«Ничто так не способствует врачебной спеси, как игнорирование или забвение собственных ошибок».

Не спесивым, а скромным должен быть хирург. Не следует забывать древнюю пословицу: «Можно быть скромным не будучи мудрым, но нельзя быть мудрым, не обладая скромностью».