Западная школа

Но среди ученых капиталистических стран есть еще одна группа клиницистов и теоретиков психосоматической медицины, которых некоторые советские авторы склонны называть эклектиками. Это те, которые считают, что учения И. П. Павлова и Фрейда не имеют принципиальных расхождений и потому они могут быть воссоединены в единое научное направление.

Уже на фрейбургской конференции (ФРГ) и 10-й «Психотерапевтической неделе» в Линдау, специально посвященных проблеме взаимоотношений фрейдовского психоанализа и павловского учения (Volgyesi, 1957; Вельдеши, 1961), но особенно на 2-м международном конгрессе по психосоматической медицине, состоявшемся в Париже в 1963 г. (Volgyesi, 1964), неофрейдисты-психосоматики с большим нетерпением стремились к сближению учений Фрейда и Павлова.

Это чувствовалось даже в названии центральной темы этих форумов: если раньше она звучала как «Фрейд или Павлов» с акцентом на фрейдовском учении, то теперь зазвучала так: «Фрейд и Павлов» с подчеркиванием одинаковой ценности фрейдовского и павловского учений.

А что касается самих докладов и развернувшихся по ним прениям, то они показали очевидное преимущество павловского учения перед фрейдовскими заблуждениями.

Более того, некоторые ортодоксальные фрейдисты открыто признали свои теории, построенные на фрейдовском психоанализе, ошибочными, а лечебные приемы, основанные на учении Фрейда, несостоятельными.

Западная школа (имеется в виду западноевропейская и американская психосоматическая школы. Я.), сказал один из участников конгресса, до сих пор черпала свои идеи лишь у Фрейда и в клинической практике ничего, кроме фрейдовского психоанализа, не использовала.

Восточная школа (имеется в виду советская психосоматическая медицина), наоборот, опирается на павловские доктрины. В таком же духе высказывались и некоторые другие клиницисты западных стран; при этом подчеркивалось, что для пользы дела, во-первых, следует избегать альтернативной постановки вопроса, по их мнению, как наименее перспективной, во-вторых, наметить, как мояшо было бы психоанализ Фрейда и принципы фрейдовской психоаналитической терапии объединить с павловскими концепциями об условных и безусловных рефлексах, о движении и взаимной индукции процессов возбуждения и торможения в коре и подкорке, о различных видах торможения, об анализаторах и второй сигнальной системе действительности, о пределе работоспособности корковой клетки и экспериментальном неврозе.