Жизнь О. Скороходовой

А. М. Горький был высокого мнения о ее литературном даровании. Жизненный девиз О. Скороходовой наиболее полно выражен в ее стихотворении «Думают иные», где есть такие замечательные строки: Жизнь О. Скороходовой является убедительным примером, показывающим, как велика роль личности больного и окружающей его психологической и нравственной атмосферы для борьбы с тяжелыми социальными последствиями болезни.

По убеждению О. Скороходовой, обучение слепоглухонемых и их полноценная социально-трудовая жизнь стала возможной у нас только после Великой Октябрьской социалистической революции. В этом проявляется гуманизм социалистического общества и советской науки.

Богатый материал для разработки вопросов психологии, педагогики, этики и психосоматической проблемы в медицине представляют результаты научного эксперимента по воспитанию четырех слепоглухих молодых людей.

Будучи обречены от рождения на бессознательное вегетативное существование, они, обучаясь по специально разработанной методике, стали высокообразованными специалистами-психологами.

Эти люди были не только объектами эксперимента, но и незаменимыми участниками, знающие проблему не только «извне», а и «изнутри». По мнению Э. Ильенкова, объектами исследования они были только в начале своего пути, а затем их путь — это уже подвиг, сравнимый по его нравственному значению с жизнью Николая Островского, Алексея Маресьева, Ольги Скороходовой.

И далее Э. Ильенков пишет, что опыт психического развития слепоглухих заставляет в полной мере оценить решающее значение работы рук (то есть непосредственной предметно-практической деятельности) для формирования человеческой личности.

Приведенные примеры показывают положительное влияние общения и социально значимых целей на личность больного и на интеллектуальную часть субъективной картины болезни.

Таким образом, «идеальная» сторона внутренней картины болезни отражает и практическую деятельность человека. Существенным моментом в этом является то, что они различным образом «связывают человека с окружающим миром, который отражается вследствие этого в его голове, что как одна, так и другая форма деятельности опосредованы психическим отражением действительности и, что они равно суть осмысленные и смыслообразующие процессы.