Неофрейдисты

Так получили «научное» обоснование концепции о неизбежности войн, об эксплуатации человека человеком, о колониальном гнете и насилии, разрушающем влиянии на здоровье человека современной культуры и цивилизации, успехов и достижений науки и техники. Так, фрейдовская психоаналитическая теория дала буржуазным социологам повод пересмотреть некоторые принципиальные вопросы социально-экономических доктрин и заявить, что классовая борьба трудящихся масс представляет болезнь типа коллективного невроза, массовой истерии, что причиной революционного движения является комплекс страха с его агрессивной реакцией.

«Надо думать, что в значительной степени именно из-за этого специфического социологического подтекста, подсказываемого психосоматическому направлению идеям фрейдизма, из-за органической связи подобных построений с идеалистической философией и принципами буржуазного мировоззрения психосоматической медицине и был обеспечен такой громкий успех в определенных кругах США и в некоторых странах Западной Европы» .

На смену классическому, или ортодоксальному, фрейдизму в последние годы пришел культурный, или социальный, фрейдизм, который сохранив в своей сердцевине фрейдовское субъективно-идеалистическое учение, объединил многие фрейдовские взгляды в модернизированную, как утверждают неофрейдисты, освобожденную от мифологии инстинктов систему представлений и развил идеи фрейдизма в сторону признания большой роли социальной среды в формировании личности. Неофрейдисты признали негодными такие гипотезы Фрейда, как мифическая структура аппарата психики («Я», «Оно» и «Супер Я»), половые влечения и мотивации, теория агрессии, убийства и смерти.

Они отвергли фрейдовские утверждения о главенствующей роли детства с его инфантильно-сексуальными фазами и его фиксациями и регрессиями в патогенезе психических, нервных и соматических заболеваний, о сексуальной этиологии неврозов.