Психиатрам

Решающим, как нам думается, является воздействие личности врача, вооруженного специальными знаниями и методами воздействия, на больного подростка, группу больных или на целый, специально организованный в лечебных целях коллектив. Приступая к лечению, необходимо учитывать, что нередко подростки негативны по отношению к взрослым.

Болезненный процесс обычно усиливает негативизм, и попытки проникнуть во внутренний мир больного, предъявить к нему какие-либо требования нередко воспринимаются подростками как посягательство на их свободу, стремление к которой у подростков максимально. И это в то время, когда подростки активно ищут контактов со сверстниками и предельно откровенны в дружбе и общении с ними.

Беседы с подростками, налаживание с ними необходимого для лечения контакта нам представляется процессом наиболее трудным.

А ведь врач-психотерапевт должен не только разобраться в причинах и механизмах болезненных реакций, понять, какие жизненные трудности, ошибки воспитания скрываются за плохим поведением, успеваемостью, распущенностью, возбудимостью, грубостью, бродяжничеством, реакциями протеста, оппозиции и даже асоциальными поступками, но и вывести больного из этого состояния. В этом вопросе, как и во многих других разделах психотерапевтической работы, задачи психотерапии и педагогики тесно переплетаются.

Грань между ними очень условна. Исходя из сказанного выше, установление необходимого контакта, завоевание доверия больного является решающим.

Бывает, что эмоциональный контакт возникает сразу же, как бы мгновенно вспыхивает.

Чаще же для этого требуется сравнительно длительное время.

Но и в этих случаях первые встречи с больным, первые беседы с ним решают все. В этом периоде нет мелочей. Авторитет врача среди больных и мнение о нем коллег, внешний вид врача и окружающая его обстановка, манера говорить и слушать больного, эрудиция врача и гибкость его мышления, способность к сопереживанию, настроение и нервно-эмоциональный тонус врача и многое другое играют решающую роль в процессе лечения.

Все это можно было бы назвать опытом психотерапевта.