Данные психофизиологии

Суть их теории сводилась к выявлению (на основе данных психофизиологии) общепсихологических свойств, присущих различным видам труда. Среди общих признаков, присущих всякому виду труда человека, они указывали на его активность, сознательность, организованность, коллективность и другие свойства. Учитывая, что всякая трудовая деятельность характеризуется определенной связью между тремя группами процессов: восприятием, мышлением и действием, они предложили в каждом конкретном случае выбирать именно тот вид труда и способ организации его выполнения, который показан в соответствии с характером психического заболевания, клиникой и ведущим психопатологическим синдромом.

Таким образом, к этому времени стала проявляться тенденция комплексного подхода к разработке проблемы реабилитации психически больных не только в медико-биологическом, но психологическом и социальном аспектах.

К сожалению, ограниченность познаний о природе некоторых психических заболеваний и сущности человека как организма и личности не позволили в этот период достаточно полно и всесторонне осветить эту проблему ни в ее теоретическом, ни в практическом плане. Остались по существу нераскрытыми вопросы о влиянии отдельных этапов онтогенетического развития человека на психологические и этические свойства личности, специфику ее социально-трудовой реабилитации.

А ведь ступени онтогенетического развития больного человека — это отрезки его биологического, психологического (личностного) и этического жизненного пути, каждому из которых присуща определенная система материальных и духовных потребностей, интересов, этических взглядов, способов действия, система отношений и взаимоотношений с окружающей природой и социальной средой.

В связи с этим следует напомнить слова В. Н. Мясищева о том, что «психология безличных процессов должна быть заменена психологией деятельной личности или личности в деятельности.

И в отношении нормальной психологии и в отношении психопатологии прежде всего этот вопрос требует изучения личности в развитии, т. е. с детского возраста» По нашему мнению, эти слова имеют непосредственное отношение и к проблеме реабилитации психически больных, потому что личностный подход имеет решающее значение для ее теоретической и практической разработки.