В дальнейшем при содействии органов просвещения в больнице была создана полноценная школа, обеспечивающая обучение по программе массовой школы большинства подростков, проходящих лечение в различных отделениях больницы. В последнее время удалось добиться полноценного обучения большего числа больных, страдающих различными психическими заболеваниями. Работа школы тесно связана с работой отделений.
Учителя постоянно контактируют с лечащими врачами, присутствуют на разборах в отделениях.
В свою очередь врачи и воспитатели отделений часто посещают уроки в школе, постоянно следят за успеваемостью своих больных. Постоянно проводятся объединенные медико-педагогические конференции и разборы.
Таким образом многим больным удается вернуть возможность и желание учиться. В какой-то степени удается компенсировать имеющуюся запущенность по тем или иным предметам.
Психотерапия в этих случаях как бы обретает реальную жизненную основу, выходит за рамки изолированной системы «врач — больной».
Школа оказала существенное положительное влияние на состояние больных, их внешний облик и внесла перемены в атмосферу детско-подростковой психиатрической больницы.
Новые условия, мало отличающиеся от обычных жизненных, в стенах больницы дали возможность тренировки психофизических функций больного подростка. Организация в стационаре лечения и школьного обучения в значительной степени облегчила положение и родителей, которые своими силами не могли бы решить многие вопросы: об общем или специальном обучении больных детей, о реадаптации и реабилитации.
Предложенная система лечения имеет большое психотерапевтическое значение не только для больных подростков, но и для их семей.
Весь комплекс психотерапевтических, реадаптационных и педагогических мероприятий проводится на основе определенной организационной структуры.
Психотерапевтическое отделение строится по многоступенчатому принципу.
Больные в отделении находятся постоянно; за его пределы выходят только в сопровождении медицинского персонала. С этого этапа обычно начинается лечение и обследование.