Развитие структур нервной системы

Таким образом, нервная система ребенка, будучи сама по себе в силу возрастных особенностей еще хрупкой, неустойчивой, ограниченной в диапазоне компенсаторных и адаптационных возможностей, сразу же после начала болезни подвергается ряду сильных отрицательных воздействий. Какие же из этих воздействий значительнее изменяют психику и поведение детей?

Прежде всего следует сказать о непосредственном влиянии любой болезни на функцию коры головного мозга, на психику, чувства, поведение ребенка. Механизмы влияния соматической и инфекционной патологии на высшую нервную и психическую деятельность детей весьма многообразны: воздействия на кору больших полушарий гипоксии, интоксикации, аллергии, сверхсильные рефлекторные влияния на нее пораженных внутренних органов, нарушения корково-подкорковых взаимоотношений, вегетативные расстройства и т. д. Исследованиями советских педиатров и физиологов установлено, что практически все инфекционные, соматические и другие заболевания в детском возрасте сопровождаются в большей или меньшей мере ослаблением условно рефлекторной деятельности коры больших полушарий ребенка, развитием в ней фазовых состояний и охранительного торможения, понижением умственной работоспособности, нарушением корково-подкорковых взаимоотношений и нервной регуляции жизненно важных функций организма.

В раннем детском возрасте влияние соматических и инфекционных заболеваний вызывает значительные нарушения функции центральной нервной системы и ее высшего отдела — коры больших полушарий.

Это объясняется тем, что у детей в возрасте до 3 лет еще не закончено развитие структур нервной системы, наблюдается слабость адаптационно-компенсаторных механизмов, относительное несовершенство регуляции функций внутренних органов и обмена веществ. Отчетливо можно видеть церебральные расстройства у малышей, например, при таком пока еще распространенном заболевании, как острая пневмония.

Каждому педиатру известно, что при тяжелых пневмониях у детей раннего возраста под влиянием токсикоза и гипоксии могут возникать судороги, затемнение или полная утрата сознания, бессонница или сонливость, апатия, адинамичность, анорексия. и т. д. Однако даже при легком течении этого заболевания у ребенка отмечаются признаки беспокойства, раздражительности, ослабление интереса к игрушкам, нарушение сна, понижение аппетита и пр.