Современная научно-техническая революция

Необходимо иметь истинное призвание к деятельности практического врача, говорил С. П. Боткин, чтобы сохранить душевное равновесие при различных неблагоприятных условиях его жизни, не впадая при неудачах в уныние или самообольщение при успехах. Нравственное развитие врачатпрактика поможет ему сохранить то душевное равновесие, которое даст ему (возможность исполнить священный долг перед ближним и Родиной, что будет обусловливать истинное счастье его жизни.

В этих словах С. П. Боткина дано вдохновенное определение врачебного долга вообще, перед больным, перед Родиной и перед самим собой.

В известных «Записках врача» В. В. Вересаева убедительно показано представление русских врачей о врачебном долге и о коллизиях его осуществления в условиях капиталистической России.

Медицина, говорил В. В. Вересаев, должна быть доступна всем людям, а не только богатым. Выдающиеся русские ученые-М. Я. Мудров, Н. И. Пирогов, В. А. Манассеин, С. П. Боткин и многие другие — не только сумели выработать, а в ряде случаев и выстрадать высокие идеалы врачебной деятельности, но и героически осуществить и пропагандировать их в тяжелых условиях царской России — пропагандировать с профессорской кафедры, с трибуны съездов, конференций, в печатном слове.

Нельзя не поражаться таланту и мужеству ученых, их преданности интересам своей Родины. И. П. Павлов особенно ярко выразил это стремление русских ученых в словах: «Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, насколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству».

Б. Д. Петров в своем выступлении на 1-й Всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонтологии так охарактеризовал деятельность русских врачей: «В русской медицине деятельность врача всегда трактовалась как долг, как дело жизни и элемент жертвенности, самопожертвования постоянно присутствовал в ней» Особенно ярко и правдиво обрисовал профессию врача замечательный русский писатель и врач А. П. Чехов: «Профессия врача — это подвиг, она требует самопожертвования, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это».