Этические и деонтологические проблемы реабилитации и врачебно-трудовой экспертизы

Анализируя социально-психологические предпосылки реабилитации, нетрудно установить, что в прошлом социальная ситуация больных и инвалидов по сравнению со здоровыми была более тяжелой, однако их положение не являлось предметом широкой заботы общества. Этому факту, по-видимому, не может быть дано однозначное толкование. Принцип прагматизма в сущности подменял сознание коллективной, общественной ответственности за судьбу и здоровье отдельной личности декларацией полезности.

Недостаточно высокий уровень развития экономики, науки и техники ограничивал возможности развития реабилитации как системы, объединяющей в себе соответствующие знания и практический опыт различных социальных служб.

Законодательство всех без исключения стран исходило из положения, что трудящийся обязан нести ответственность за все последствия и весь риск, связанные с выполняемой им работой, в том числе при болезни и нетрудоспособности.

К. Маркс писал, что капиталисты и их идеологи считают производительной ту часть индивидуального потребления рабочего, которая достаточна для элементарного воспроизводства его рабочей силы. Это и считалось тем минимумом средств к существованию, который необходим рабочему для воспроизводства своей рабочей силы и который капиталист предоставляет ему в виде зарплаты, удовлетворяющей лишь минимальные потребности.

Все остальные затраты, в том числе и расходы на обеспечение и помощь при болезни и нетрудоспособности, буржуазия относила к непроизводительному потреблению. Пытаясь каким-то образом снять с себя ответственность за судьбу трудящихся масс, буржуазия объясняла их высокую заболеваемость и производственный травматизм якобы присущими трудящимся пороками.

Несовершенная система общественного призрения опиралась на меры репрессивного характера, что в царской России в той или иной форме сохранялось вплоть до Октябрьской революции. Так, в Уставе общественного призрения указывалось, что «за проступки, общему порядку противные, богадельные (лица, находящиеся в богадельне, приюте.

Б., И. Е.) подвергаются сообразно летам и состоянию здоровья их содержанию на хлебе и воде или употреблению в работе самой богадельни»